Первым термин «диабет» упомянул греческий ученый Аретей из Каппадокии. Около 150 г. до н. э. он написал книгу «Острые и хронические заболевания». В частности, в своей работе он писал «Жизнь больного ужасна и полна боли. Его постоянно мучает жажда. Пациент много пьет, хотя количество выпитой жидкости не объясняет огромное количество мочи, и пациенту нельзя запретить пить или мочиться… Это заболевание можно назвать диабетом, от греческого слова «сифон», потому что выпитая жидкость не остается в организме, а использует его как фильтр или канал и немедленно выходит».
В 17 веке Томас Уиллис, ученый из Оксфорда и Лондона опубликовал работу под названием «Сатанинский диабет» (Pissing Evil), он отмечал, что моча пациентов сладка как мед.
Во время Французской революции шотландец Джон Ролло открыл, что количество сахара в моче зависит от содержимого тарелки пациента — растительная пища повышает уровень сахара в крови, а животная – уменьшает. Теперь понимаете, почему столько внимания надо уделять своему питанию?
Первым, кто начал лечить диабет с помощью низкоуглеводной диеты — еще до открытия инсулина, был как раз Ролло.
Примечательно, что долгое время ответственными за диабет были то почки, то желудок, то печень, но никак не поджелудочная железа.
И вот в середине девятнадцатого века берлинский студент Пауль Лангерганс описал группу клеток поджелудочной железы. На его исследования (правда, 20 лет спустя) обратил внимание Густав Лагес. Он назвал их «островками Лангерганса» и обнаружил, что они производят вещество, которое участвует в процессе снижения уровня глюкозы в крови. Ученый назвал это вещество инсулином от латинского слова insula, что означает «остров».
В 1922 году канадцы Фредерик Бантинг, Чарльз Бест и Джеймс Коллип (с помощью менеджера клиники Джона Маклауда) получили инсулин, достаточно чистый, чтобы его можно было вводить больному диабетом. Опыт поставили на умирающем диабетике. После введения инсулина содержание глюкозы в его крови резко упало более чем в 4 раза. Несмотря на то, что больной уже был в коме, его спасли.
Это был поворотный момент в истории медицины. Сахарный диабет наконец-то из смертельной болезни превратился «всего лишь» в хроническое заболевание.
Автор: Елена Лазорская
Фото: pixabay.com