Сахарный диабет – заболевание, которое истощает не только физические силы, но и эмоциональные. Часто люди с эндокринными нарушениями сталкиваются с усталостью от хронического недомогания, состоянием депрессии и в первую очередь не принимают свое заболевание, зачастую совершая множество ошибок, которые за собой влекут непоправимые последствия.
Люди, живущие с диабетом, сталкиваются со снижением самооценки, ощущением «я сломался», «я не такой, как нормальные люди», «не такой, как все». Хроническое заболевание не вписывается в представление человека о себе. Как же принять себя, свою болезнь? Жить полноценной жизнью?
На эти и другие вопросы специально для нашего сайта и наших слушателей diabetprivet.ru ответила практикующий психолог, клинический психолог, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт – Курбанова Саният Багомедовна.
Саният Багомедовна, скажите пожалуйста, кому в первую очередь нужна такая помощь, как вести себя родственникам и можно ли выделить «психологические особенности» человека с диабетом? Как принять себя, зная, что прежней жизнь не будет?
– СД — социально значимое заболевание. Узнав о неизлечимом заболевании, пациент на первом этапе переживает чувство горя. Болезнь часто воспринимается как фактор, грозящий изоляцией и стигматизацией, и может привести к проблемам с самооценкой и деформации межличностных отношений. Адаптация к болезни и принятие диагноза у человека проходят несколько этапов: отрицание/шок, гнев/беспокойство, депрессия и принятие.
Часто это большое напряжение для родителей и детей. Они реагируют на повышенную тревожность у мамы.
На каждом возрастном этапе отмечаются свойственные ему психологические проблемы, но дети и подростки с сахарным диабетом сталкиваются с целым рядом дополнительных сложностей по сравнению со взрослыми пациентами. Детям психологически труднее адаптироваться к своей болезни, так как для них очень важно стараться вести образ жизни, свойственный их здоровым сверстникам, стремление быть «нормальным».
Ощущение различия между собой и своими ровесниками, обусловленного болезнью, является для ребенка серьезной психотравмирующей ситуацией. Ограничения, связанные с болезнью, и проведение необходимых неприятных процедур оказывают сильное влияние на неокрепшую психику ребенка.
После постановки диагноза и начала лечения СД у детей характерно появление следующих симптомов депрессии: раздражительность, приступы гнева, жалобы на боли, часто не имеющие под собой основания. Если родители не готовы к купированию и предупреждению этих симптомов, психологический кризис в семье может усугубляться.
Поэтому фокусов внимания будет несколько:
1.на ребенке
Его надо учить жить с этой болезнью. Часто-это дисциплина в еде, умеренные нагрузки и понимание своего состояния. То есть, тут крайне важно научить ребенка быть в контакте со своим телом. И каждый его этап взросления может требовать перестройки своего поведения. Как мы уже знаем, диабет реагирует на гормоны, изменение режима сна и питания. И ко всему этому надо быть готовым и понимать, что делать. Я считаю, скрывать, делать из диабета слишком что-то особенное, тоже нельзя. А вот пояснить, как отвечать другим о своем заболевании и как просить поддержку, если она нужна-очень важно.
2. родители.
Часто родители думают, что виноваты в диабете ребенка. И это чувство вины мешает им адаптировать свою жизнь и жизнь ребенка под новые условия. Тут важно снижать тревожность, учиться ответственности и самое главное-лучше всей семье перейти на тот формат питания, который теперь у ребенка-диабетика. Так всем будет легче поддерживать друг друга. Перейти на новый формат питания нелегко всем, но, если вместе адаптация пройдет быстрее.
3.важный фокус — на радости.
Надо научиться радовать себя и своих близких. Это точно будет помогать держать уровень сахара в норме.
«Психологические особенности» человека с диабетом: повышенная утомляемость, вялость, раздражительность, тревожность, уязвимость, восприимчивость, эмоциональная нестабильность, стремление к одиночеству. Гормональная система очень чувствительна к окружающей обстановке. Ее работа зависит от эмоционального состояния человека.
Как часто к вам обращались люди с диабетом? Правда ли что частый вопрос, беспокоящий людей с диабетом — полюбят ли меня теперь?
– Самый частый вопрос от диабетиков как жить в условиях «много нельзя» и что скажут люди о болезни? Те, кто не знаком с этой болезнью задают глупые вопросы: это потому что ты много сладкого ел? Это заразно? К тебе теперь нужно особое отношение?
То есть часто эти вопросы задевают или нарушают личные границы и вызывают разные эмоции от раздражения и злости до желания закрыться и скрывать болезнь. В терапии с этим можно и нужно работать.
Как не упустить момент, сигнализирующий, что пора идти к психологу?
– Лучше в первый месяц с момента постановки диагноза с целью более легкой адаптации к болезни.
На какую помощь стоит рассчитывать, обращаясь к психологу?
– Поддержка в проживании чувств, в поиске новых точек опоры в новых обстоятельствах, в поиске ресурсов для улучшения качества жизни, поддержка в нарабатывании новых привычек и моделей поведения (например, вести регулярно дневник замеров уровня сахара).
Ухудшает ли диабет качество сексуальной жизни?
– Диабет не ухудшает качество сексуальной жизни.
В России предположительная распространенность сахарного диабета составляет 5,7%, а численность больных — 9 миллионов человек.
Зарегистрировано 31 727 детей и подростков с диабетом I типа, из них почти 23 тысячи детей от 0 до 14 лет и почти 9 тысяч подростков от 15 до 18 лет. Диабет 1 типа может начаться в любом возрасте, но обычно развивается у детей, подростков и молодых людей.
Как помочь ребенку принять себя? Как понять, есть ли у ребенка комплекс неполноценности?
– Признать «негативные» чувства, его переживания. Говорить с ним о том, что ему по-настоящему нравится. Главное, помогать ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться. Очень важно, чтобы ребенок мог рассказать кому-то из взрослых о том, что его беспокоит.
Чаще ведите откровенные разговоры с ребёнком: это поможет выявить его страхи, комплексы, сомнения. Будьте с ним на равных: ничто так не укрепляет доверие к родителям и уверенность ребёнка в себе, как уважительное отношение к нему, как взрослому и рассудительному человеку. Делитесь воспоминаниями о своих детских комплексах, подводя к решению той или иной проблемы. Научите ребёнка видеть что-то положительное во всём, что связано с ним самим, будь это особенности внешности или склад ума, черты характера.
Старайтесь донести до ребёнка мысль о том, что все люди разные и для каждого из них имеется место в этом мире. С помощью историй из прошлого, кинофильмов или примеров хорошо знакомых ему людей можно помочь принять себя, таким, как он есть, изменить отношение к себе.
Самоподдержка — доброта к себе, даже если что-то происходит не так, как вы ожидаете. Это— осознавать свои чувства и относиться к себе с той же теплотой, заботой и пониманием, как и к своим близким. Это также признание того, что борьба и проблемы являются частью жизни и что каждый проходит такие испытания.
Самоподдержка помогает детям проще справляться с неудачами, ошибками и трудными временами. Ваше тепло, поддержка и забота помогают ребёнку чувствовать себя в безопасности — в этом случае он с большей вероятностью попробует что-то новое и не побоится столкнуться с проблемами. А еще ребёнок будет снисходительнее к себе, когда дела вдруг пойдут не так, как надо, потому что он знает, что вы не будете его осуждать или критиковать.
Детские комплексы естественны и не должны вызывать у родителей паники. Реагировать надо, если ребенок постоянно говорит о своем переживании, у него долго (больше недели) нет настроения ничем заниматься, он расстроен, подавлен, не хочет ни с кем общаться…
Комплекс неполноценности формируется в контакте с другими людьми и возникает у детей старше 4 лет – до этого возраста ребенок еще не способен к анализу собственных поступков и реакций окружающих. Нарушение может развиваться на любом этапе взросления, провоцируется изменениями семейной и социальной среды, появлением новых значимых фигур и другими обстоятельствами.
Возможна, болезненная «зацикленность» на соответствии собственной одежды, прически и других параметров определенным стандартам при сильной тревоге из-за малейших изменений. Или, наоборот, ребенок может быть небрежным, неряшливым.
Характерны тихий голос, неразборчивая речь, попытки подстроиться к взглядам и эмоциям собеседника, постоянные извинения за незначительные ошибки или вовсе без повода. Дети с комплексом неполноценности часто выглядят грустными, одинокими. Излишне критично оценивают свои поступки, преувеличивают ошибки и недостатки, склонны к самобичеванию.
Отмечаются необщительность, склонность занимать позицию ведомого, частые жалобы на здоровье, обстоятельства, проблемы в отношениях с учителями и сверстниками. Незначительные замечания или нейтральные слова могут вызвать грубость или приступ агрессии.
Дети не верят себе, поэтому не доверяют никому и подозрительно относятся к другим людям. Они тяжело воспринимают критику, часто плачут. В попытках компенсировать неуверенность некоторые дети начинают вести себя противоположно тому, что чувствуют. Они демонстрируют независимость от мнения окружающих, игнорируют замечания, необычно одеваются.
Если ребёнку трудно принять себя, и эта проблема носит продолжительный, тяжелый характер, лучше обратиться к психологу. Самостоятельно или совместно с ребёнком можно посещать сеансы психотерапии и стараться принимать непосредственное, но ненавязчивое участие в его трудностях.
Ваше мнение, как специалиста почему подростки часто игнорируют диабет?
– Подростки игнорируют диабет, потому что это один из простых способов выразить свой протест. Часто это может привести к диабетической коме, когда сахар скачет то резко вверх, то резко вниз. Для некоторых подростков, одной такойситуации недостаточно. Но большинство все же осознают серьезность своей болезни после первой серьезной госпитализации. Еще подросткам не хочется ограничений, а родители часто переживают, что делают сделают нечто такое, что приведет к резкому скачку. И в этом случае родители усиливают контроль, против которого подростки снова будут выступать игнорированием диабета. Кажется, что это замкнутый круг. Но терапия (индивидуальная, групповая) помогает подросткам найти менее опасный протест, чем игнорирование своей болезни.
Родители искренне хотят научить ребенка/подростка жить с диабетом, однако на практике это не всегда получается. Что же влияет, почему слова родителя не принимаются во внимание? Как не нанести травму ребенку родителям из-за постоянного контроля?
– Потому что в подростковом периоде идет процесс сепарации. В нем дети не хотят слушать родителей, через бунт учатся об родителей отстаивать свое мнение и пытаются взрослеть. Можно пробовать постепенно отдавать контроль диабета самому ребенку. Если сложно это делать-вопрос к ним, а они вообще своему ребенку доверяют? Если нет, что чего они хотят???
Как травма диабета меняет взаимодействие с ребенком-подростком и какие способы помогут сохранить или восстановить отношения?
– Травма, как раз в излишнем контроле. Диабет – это не тотальный круглосуточный контроль. Диабет спокойно компенсируется, когда выработан режим питания, нагрузок и отдыха. Помогать ребенку взрослеть, как любому др. ребенку. Только добавить внимания к состоянию организма. Родители детей с аллергией делают тоже самое). Любить и доверять своему ребенку, поддерживать его-помогает компенсировать любую травму. Есть даже чемпион мира по плаванию с диабетом с детского возраста-ему же не помешала болезнь.
Как справляться с эмоциями человеку, живущему с диабетом?
– Учится понимать свои эмоции. Исследовать какие эмоции могут поднять сахар. Уметь и учиться проживать эмоции. Психологическая поддержка должна быть обязательной составляющей медицинской помощи.
Топ 5 ваших советов нашим слушателям:
Помнить, что диабет –это серьезно. Значит забота о себе важна.
Диабет не ограничивает жизнь, он требует правильного подхода к питанию, нагрузкам и отдыху.
Радость и снова радость. Искать способы радовать себя. Радость помогает выработке определенных гормонов. С ними в свою очередь легче справляться с любой болячкой.
Контроль и гиперконтроль не одно и тоже. Выработать свою дисциплину. Лучше всего это делать с врачом и психологом.
Берегите себя и будьте в контакте с собой и своими детьми из состояния любви. А не из страха.
Автор: Анастасия Названова