В мире почти полмиллиарда человек больны сахарным диабетом. Мы уже не говорим о диабете как о распространенном заболевании, врачи и ученые говорят об «эпидемии», настолько быстро болезнь настигает все больше и больше людей. Известно, что 50 процентов больных диабетом узнают о диагнозе случайно. Но все ли готовы менять свой образ жизни? Сегодняшняя гостья – Анастасия Сидоренко — яркий пример того, как можно изменить свое отношение к болезни, своему ощущению, пройдя отрицание и познав принятие.
Александра Волкодав: Расскажите историю своего диагноза.
Анастасия Сидоренко: Это было в 2007 году, почти 15 лет назад. Столько лет прошло! Я ярко помню, что это было лето перед шестым классом. Я в тот период постоянно чувствовала усталость, ничего не хотела делать, сильно похудела. В какой-то момент у меня пропал аппетит, и я стала литрами пить воду. Просто могла лежать на диване, рядом стоял фильтр с водой, и я просто пила.
Мы с родителями не особо волновались, скидывали это на обычную жажду, ведь было лето, меньше хочется еды и больше жидкости. Однако в какой-то момент меня буквально стало тошнить от еды. Мы поехали в больницу, я сдала кровь, показатель глюкозы был 18, что вообще не нормально для здорового человека. Поэтому диагноз мне поставили сразу – диабет 1 типа — и отправили в больницу с предкомным состоянием. Там мне объяснили, что к чему, научили самостоятельно ставить инсулиновые уколы. Причина диабета, как мне объяснили, была в перенесённом стрессе, хотя сама я в этом не уверена. Вариант унаследования отмели сразу, так как никто из моей семьи ранее диабетом не болел.
— Как близкие приняли ваше заболевание?
— Безусловно, мои родители были очень встревожены, они мало что знали о диабете, поэтому стали исследовать все, что можно. Первое время я старалась следовать диете, мои родители также старались следить за этим. Я видела, как моя мама очень переживает, но она всегда была моей опорой и поддержкой, вселяла в меня позитив, помогала. Потихоньку мы все втянулись. Родители также давали мне много свободы, поэтому я сама пыталась что-то контролировать, читать, искать информацию.
— Как вы отнеслись к новой реальности, и какой опыт для себя вынесли?
— Я, конечно же, было очень напугана. К сожалению, в то время мне никто как следует не объяснил, что такое сахарный диабет, и как с этим жить. Еще жалею, что не занялась обследованием раньше. После того, как мне поставили диагноз, я долгое время не могла этого принять этого в себе. Долгое время не могла говорить об этом с друзьями, стеснялась. Большую часть свою жизни с диабетом я его никак не контролировала, точнее изредка. Смотрела, какой у меня сахар, только когда мне было плохо, обычно это бывало при низком сахаре, и с удовольствием ела какие-нибудь конфеты.
Быть таким неосознанным диабетиком — это ужасно. Сейчас я постоянно измеряю сахар, обследуюсь у врачей, что очень важно, слежу за питанием. В дальнейшем собираюсь делать все больше для своего здоровья.
— В чем заключается труд диабетика?
— Сам сахарный диабет не так страшен, страшны именно осложнения, которые он несёт. Понижение и повышение сахара влияет на все ваши органы. Из-за этого может пострадать все на свете: зрение, нервные окончания, печень, почки, сосуды и так далее. Труд диабетика заключается в поддержании сахара в пределах нормы, чтобы избежать негативных последствий и чувствовать себя хорошо. Поэтому приходится периодически проверять, в норме ли ты.
Для меня еще одной трудностью были глюкометры с тест-полосками. Я ненавидела делать уколы, это неприятно, сложно и долго. Да, причины, конечно, ужасные, но думаю, это повлияло на то, что я так редко мерила сахар. Это сложнее сделать где-то на улице или в метро, например. Сейчас я пользуюсь сенсором, который постоянно прикреплен к моей руке. Раньше я к нему прикладывала специальный аппарат, сейчас просто телефон, и он показывает уровень сахара в крови на данный момент. До чего техника дошла! Это невероятно удобно, жить определенно стало легче.
— Опишите свои симптомы и как вы с ними справляетесь?
Ж: существует такие понятия как гипогликемия и гипергликемия. При низком сахаре [гипогликемии] я чувствую упадок сил, очень хочу есть, становлюсь раздражительной, дрожат руки. Сахар может понижаться от неправильной дозы инсулина, неправильного питания или у меня часто от физической нагрузки. В таком случае надо съесть какой-нибудь быстрый углевод, чтобы его поднять сахар, но так, чтобы не поднять его за пределы допустимого уровня. Тогда придётся опять его понижать. При высоких сахарах у меня начинается жуткая жажда, иногда подташнивает. Понижается сахар уколом инсулина.
— Какие советы мы может дать людям, которые также борются с диабетом?
— Я бы хотела всех очень поддержать! Сказать, чтобы вы были сильными, чтобы ничего не боялись. Из советов, хочу сказать, чтобы вы никогда не затягивали с лечением, как это было в моем случае. Смотрите страху в глаза и поддерживайте свои сахара, читайте, узнавайте больше о болезни. Сила в знании, когда вы в курсе дела, принять становится гораздо проще. И ни в коем случае не стесняйтесь диагноза, не закрывайтесь в себе. Наоборот, очень важно просвещать людей вокруг, вы удивитесь, как мало людей на самом деле знают, что такое диабет, несмотря на то, что он на слуху. Поддерживайте здоровый образ жизни, заботьтесь о себе и живите счастливую «сладкую» жизнь.
Автор: Анна Волкодав